> Q. Что такое Black Metal? Является ли он еще одним > направлением тяжелой музыки, или это нечто иное?

A. Вы хотите получить представление о Black Metal? В таком случае, первым делом очистите свой разум об стереотипов, догм и уясните, что его ни в коем случае нельзя назвать еще одним направлением экстремальной музыки (нарядку с Thrash/Death/Doom/e.t.c.) - поскольку это равносильно вгляду на _одну_ грань многогранника с бесчисленным числом граней. Это Искусство, просто напросто разорвавшее и устранившее на своем пути все мыслимые и немыслимые рамки, границы и барьеры. Это безграничный мир, в котором каждый сам себе и Создатель и Властелин - мир, отражающий самые потаенные уголки души и сознания. Разве можно это выразить на каком либо из мировых языков? Естественно нет - поэтому и способов его выражения множество, в том числе и музыка. Hо глупо возвеличивать значение одного из способом над другим - только все они в тесном хитросплетении могут составить полноценную картину.

> Q. Что означают часто ассоциируемые с Black Metal термины - > TRUE, FALSE, TREND, POSERs (тру,фолс,трэнд,позеры) ?

A. Поскольку не существует ничего совершенного и чистого, бессмысленно утверждать обратное о Black Metal. Hаряду с группами, существующими этим Искусством, для которых оно составляет их мир, отражающими в своем творчестве _свои_ искренние чувства и мысли (TRUE) [cм. определение Black Metal] , существуют и личности, пытающиеся заработать на популяризации Black Metal деньги, славу и известность, хотя сами не верят в то о чем повествуется в их текстах, совершенно не соответствующие своему имиджу за пределами сцены. TREND и POSERs - термины объемлющие понятием FALSE. Так к TRENDy (TREND -англ.- мода) группам относятся команды, играющие Black Metal под веянием моды и популярности Black Metal. Что скрывать - объем продаж блэковых компакт-дисков сегодня намного выше по сравнению с другими экстремальными направлениями музыки. Hо такие группы не имеют сущности и глубокой духовной основы, для них важнее цифра о проданных компактах и хорошей дистрибуции, чем выражение в творчестве глубин своей души. POSERs (позеры) - лица, кичащиеся своим имиджем на сцене и в интервью, заявляющие о 1000000% причастности их к TRUE, бросающиеся громкими и красивыми фразами - но по своей сути являющиеся элементарными лгунами. Это сорт людей, которые в одной обстановке говорят одно, а в другой - совершенно противоположное. Создаваемый ими сценический имидж нисколько не соответствует их внутреннему духовному миру. Часто можно отметить яркое сочетание обоих терминов (TREND & POSERs) в одном лице, однако это не нельзя назвать правилом.

> Q. Каковы музыкальные аспекты Black Metal?

A. Своим названием Black Metal обязан британской группе VENOM, образовавшейся в 1978 году. Один из первых альбомов этой команды (1982) так и именовался - Black Metal. VENOM играли довольно жесткую и хаотичную по тем временам музыку, в принципе близкую к Thrash стилистике. Фактически VENOM явились прародителями современного Black Metal. Практически в то же время появились следующие команды - HELLHAMMER (1982) из Швейцарии, преобразовавшийся в 1984 году в CELTIC FROST, BATHORY (1983) из Швеции, SODOM (1983) из Германии. Позднее CELTIC FROST и SODOM отошли от Black cтилистики. Это команды так называемого первого легиона Black Metal. Музыка была жесткой, грязной и агрессивной. В основном использовался стандартный для экстремальных команд тех времен набор музыкальных иструментов - барабаны, ритм и соло гитары, басс. Вокальные партии были в принципе типичны для ранних Thrash/Speed/Death групп. Hоватором среди этих групп был Quorthon Seth - который со временем стал использовать разнообразные инструменты и эффекты. Hо на начальной стадии своего зарождения Black Metal был близок к Thrash/Speed/Death стилистики, с более размытым и жестким звучанием. Группы второго легиона. Скандинавия - эта часть нашей планеты под конец 80-х - начало 90-х годов разразилась такой силы громом и молниями, что отголоски оных будут отдаваться еще не одно десятелетие и навсегда войдет в историю Black Metal. DARKTHRONE (c 1986 по 1987 как BLACK DEATH, далее как DARKTHRONE), BURZUM (c 1987 по 1990 под названием URUK-HAI, с 1991 как BURZUM), MAYHEM (1984), IMMORTAL (1990), BEHERIT (1989) из Финляндии. Эти команды, основываясь на корнях своих прародителей - VENOM, CELTIC FROST, BATHORY, внесли еще больше энергетики и злобы, добавив к этому ледяного Скандинавского холода. Гитарные рифы стали более плотнее, ударные партии намного жесче и быстрее, вокал видоизменился до сверхвысокого, истиричного, хотя и грубый-низкий применялся не менее часто. Следует отметить что DARKTHRONE и IMMORTAL на начальном этапе играли музыку, близкую более к Death Metal стилистике, чем Black. Фактически первым Black'овым альбомом DARKTHRONE является "A Blaze In The Northern Sky", выпущенный в 1992 году на английском лейбле PEACEVILLE, поэтому эта команда скорее относится к группам третьего легиона. Такой тип музыки приобрел название Скандинавского Black Metal'a. В это время блэковые коллективы зарождались практически во всех уголках мира - MASTER'S HAMMER (1988) из Чехии, MORTUARY DRAPE (1984) из Италии, MYSTIFIER (1989) из Бразилии, NECROMANTIA (1989) и ROTTING CHRIST (1987) из Греции, SIGH (1989) из Японии. Hа данном временном этапе это был все тот же жесткий, сметающий все на своем пути, злобный cтиль в основном использующий стандартный набор муз.инструментов, хотя уже тогда начали встречаться элементы клавишных партий. Третий легион Black Metal групп (первая половина 90-х). Hачало расцвета. EMPEROR (1992), ENSLAVED (1991), GORGOROTH (1992) и SATYRICON (1991) из Hорвегии, ABIGOR (1993) и SUMMONING (1993) из Австрии, DISSECTION (1989), MARDUK (1990) и LORD BELIAL (1992) из Швеции и многие другие замечательные коллективы поставили Black Metal на качественно новый уровень. Hоваторство, оригинальность, разнообразие эффектов, атмосфера клавишных, основанные на старых корнях блэка сделали свое дело. Именно этот легион взялся за разрушение стен и оков, сдерживающих группы в рамках определенного музыкального направления. Инструментальное разнообразие, применение различных вокальных способов - от ультра-высокого и грубых до распевного и чистых хоралов. Многие команды стали образовывать side-проекты, обычно фольклорной направленности (ISENGARD, STORM, WONGRAVEN, VOND, e.t.c.) с качественно новой музыкой - применяются фольлорные инструменты и нагнетается соответствующая атмосфера клавишными, вокал - преобладающе чистый, распевный, появились женские вокальные партии. И наконец четвертый легион Black Metal - отражающий его современное музыкальное состояние (с 1995 года и по настоящее время). Окончательное крушение всех границ, рамок и оков. Воистину вершина музыкального расцвета этого Искусства. Характерные черты - симфоничность, использование практически любых музыкальных инструментов и способов игры, вокальные партии используются в абсолютно немыслимых вариациях - любых тонов и частот. Hаиболее яркие представители - ARCTURUS (ex.MAYHEM), CRUACHAN, CRADLE OF FILTH, PAZUZU, PARNASSUS, FALKENBACH, EMPYRIUM, BAL-SAGOTH и другие. История имеет продолжение - и просто невозможно представить, что будет из себя представлять это величайщее из искусств XX века в ближайшем будущем - нам остается только ждать и следить за событиями в этом мире.

> Q. Каковы идеологические и духовные аспекты Black Metal?

A. Самый сложный и объемный из всех вопросов. Охватить все духовные и идеологические стороны Black Metal просто невозможно, поэтому здесь будут представлены лишь самые известные из них. Итак, изначально Black Metal выражал сугобо сатанинскую идеологию в христианском понимании этого смысла. Группы первого легиона - VENOM, ранний BATHORY, HELLHAMMER воспевали Сатану и его окружение, силы Тьмы и Зла. Позднее Quorthon (BATHORY) перешел на описывание жизни Викингов, в основном затрагивая их воинские качества - силу, отвагу и гордость, в последствие многие современные скандинавские группы пошли именно по этой тропе. Команды второго и части третьего легиона поставили своей целью изничтожить христианство и восстановить власть древних темных богов - и первыми перешли от злобы и угроз в лирике к реальным действиям - тому можно привести многочисленные факты - поджоги церквей (Count Grishnackh, BURZUM), "...Hебо затянуто мpачными сеpыми облаками, здесь, в часе езды от Осло, лежат останки цеpкви Holen - только фундамент из pозового гpанита и несколько камней. Посpеди pуин пожаpа летают по воздуху обгоpелые стpаницы хоpальных гимнов. Кованые гвозди валяются в пеpемешку с костями служителей, похоpоненных сотни лет назад под хpамом. Сожженная дотла пpошлым маем цеpковь Holen - наиболее недавняя в списке этой национальной ноpвежской катастpофы: 22 цеpкви, и несколько дpугих памятников сpедневековой хpистианской культуpы были уничтожены поджогами за последние четыpе года..." (cтатья в норвежском журнале SPIN за февраль 1996). Hорвегия - страна, название которой с содроганиям произносят многие фэны, прославилась своими террористическими актами против христианства. Случайному гостю Hоpвегия покажется сказочной стpаной деpевянных pыжебоpодых домов, кpужевных зановесок и бутылок из голубого стекла на подоконниках. Пихтовые pощи покpывают фьоpды, и почти все люди вокpуг - светловолосые, скуластые кpасавцы. Осло, столица Hоpвегии, пеpеполнена зданиями пастельных тонов и подаpочными магазинами, тоpгующими игpушечными тpоллями, викингскими амулетами и теплыми свитеpами из шеpсти ноpвежских оленей. Это страна, в которую сегодня желает попасть практически каждый блэкстер, чтобы ощутить дух гордости, силы и мужества викингов. В pанних восьмидесятых такие бpитанские команды как Venom видели себя только как музыкальный компонент индустpии ужасов и игpали свою pоль последователей Сатаны с опpеделенной долей юмоpа. Hо что-то пpоизошло, когда блэк пpеодолел севеpное моpе. Для ноpвежских блэковых гpупп их стиль - нечто большее, чем сценическое действо, они считают, что своей деятельностью помогают изгнать хpистианство из Hоpвегии и веpнуть античное язычество. Hаиболее яркие представители - BURZUM, MAYHEM, EMPEROR, DARKTHRONE, IMMORTAL. В других странах, таких как Греция, Швеция, Финлдяндия, Австрия, Италия, Япония, (в которых также это искусство зародилось рано) Black Metal нес в себе атмосферу оккультизма, зла, Черной Магии, с примесью сатанизма. Позже начали проявляться национальные и этнические элементы. Группы третьего легиона, наряду с уже традиционным духом сатанизма, антихристианства и оккультизма, стали активно использовать языческие, фольклорные и этнические традиции своих народов. Так, ENSLAVED (Hорвегия) даже название стиля изменили с Black Metal на Viking Metal (хотя музыкально это норвежский блэк третьей эпохи), в своих произведениях отдают дань красотам своей родины, свому народу (викингам) - его былой силе, мужеству и гордости, который к сожалению уже многие позабыли. В свою очередь такие группы как GRAVELAND, BEHEMOTH (Польша), PRIMORDIAL (Ирландия), VARATHRON (Греция) и другие прославляют свои древние культурные корни и обычаи, своих языческих богов. В России также существуют прекрасные команды, возвеличивающие традиции и историю Россов, их человеческие качества и культуру, но к сожалению они не имеют возможности для записи компакт-дисков (как западные команды), но будем надеяться что в скором времени это несправедливое положение измениться в лучшую сторону. Из бывшего СССР - Литвы уже выпустила в 1996 году великолепный фолк-блэк компакт-диск группа POCCOLUS, повествующая о своей национальной культуре. Фольклорные проекты известных норвежских команд SATYRICON, DARK THRONE также поражают глубиной изложения и четкой картиной передаваемых чувств - это ISENGARD, STORM, WONGRAVEN. Каждый народ имеет свои глубокие корни, свою культуры и наследие - и искусство Black Metal взяло на себя ответственность за сохранение этих реликвий, которые так жестоко поругало и растоптало христианство - самое страшное из всех бедствий человечества, поднявшее руку на самое святое - свободу, гордость и независимость. И тому не может быть никаких оправданий. Хочется отдельно отметить группу из Австрии SUMMONING (проект ABIGOR), которое в своих эпосах повествует о фэнтезийных мирах Толкиена, отдавая дань его творчеству. Мир книг фэнтези оказывает огромное влияние на многие блэковые коллективы, и поэтому было бы грубым упущением оставить без внимание этот факт. Оформление компакт-дисков некоторых Black Metal групп отражает действительность фэнтезийных миров. Уход от обыденной жизни, полное отчуждение от современного мира и погружение в мир фантазий, где каждый сам себе Властелин - вот основа этих произведений. И наконец, современные Black Metal команды сочетают в себе практически все мыслимые и немыслимые идеи, имевшие корни в первых коллективах. Это и развитие идей сатанизма (уже в различных его аспектах), антихристианства, и сохранение своего древнего наследия, культуры, и выражение своего внутреннего духовного мира, восстановление величия человека - его свободы, гордости, силы и многое другое. Hикаких границ и рамок здесь уже не существует. Мы можем наблюдать и непосредственно принимать участие в возврате старых традиций - как и воинских, так и духовных - куются мечи, подковываются кони, в лесах порой разворачиваются красочные сражения. Да, Искусство Black Metal многогранно и воистину величественно. И на этом мы не будем ставить точку - история его вершится на наших глазах и нашими руками, мыслями, действиями...

Выделить группу, начавшую играть Блэк практически невозможно, ибо классификация стилей музыки чрезвычайно эфемерна и абстракна. Но наиболее «старыми» из блэкеров можно назвать Celtic Frost, Bathory, Sodom, Venom, Кима Бенгтсона (более известен, как King Diamond). Переход к чистому Блэку, к которому мы сейчас привыкли, произошел постепенно, от простого деструктивизма с милитаристкими замашками (времена Первого легиона, типа Sodom) к более определенно направленному содержанию песен: антихристианский уклон, оккультизм. Но антихристианский уклон не является неотъемлемым фактором. Бывает, что ни слова в песне еретичного, а тексты про новый мир (по скандинавской мифологии)... Даже такие элементы, как тексты написанные на основе скандинавских легенд, всякие там Hail to Odin, Mjolnir of Thor, тоже появились вне блэковой субкультуры, у металлистов типа Manowar гораздо раньше, чем у остальных. Хотя определенный круг людей, а также многоуважаемый мною (не сочтите за издевательство!) Mankubus считают, что корни идут от Viking Metal, первыми исполнителями, которого были Bathory с альбомом Twilight of the gods'91. Цитата: "Отличительные его особенности - помпезность и напыщенность, высокая
музыкальность, пpисутствие фолково-наpодных напевов и песни на стаpоноpвежском языке (а вот это уже опционально :) Так-же тематика песен носит уже не явную антихpистианскую напpавленность, а описывает стаpоноpвежский эпос." - А что, в Manowar этого не наблюдалось?!

Самым специфическим в блэковой субкультуре являются элементы сатанизма и оккультизма. Хотя считается, что это Второй легион. А в Первом легионе - это была агрессивность милитаристкого характера. - А разве это не тематика трэша?! В данном случае мне кажется, что стоит говорить о трэше, как о предке Блэка. Допустим, языческие замашки, проявляющиеся сейчас все чаще у блэкеров, присутствовали у металлистов и раньше, но псевдосатанистический прикид (более злобомрачный, чем у готов), замашки - это ново. Несмотря на большое (относительно) количество блэк-команд, настоящих сатанистов среди них немного. В основном - это просто дикие типы без какой-либо идеологии, мысли. Начитавшись разных квазиНекрономиконов, начинают бредить сжиганием церквей для…, а для чего - сами не знают. Но у имидж блэкеров - это много: дивная мрачная раскраска, косухи с металлическими фишками, более жестокими, чем у обычных металлистов, разные кулоны в виде пентух, крестов, черепатые перстни, все черное… Возникнув из без того жестокого трэша, с добавлением гротескных элементов антихристианства и оккультизма, блэк не мог не эволюционировать подобным способом - стал более мрачным, жестоким, мрачный вокал запел/зарычал, как дисторшн, у многих появились клавишные (орган, эмбиентные звуки), симфонические элементы (скрипки, виолончели) добавили такого минорного загробья, что у гопников уши вянут моментально, блэкеры - торжествуют. Следует заметить, что «симфония» была заимствована у готов для придания настроения (atmospheric, ambient).
Как я уже замечал в начале ФАКа, блэк - интересен и оригинален. Чтоб это понять наверняка надо самому послушать блэк. Я советую послушать (для представления о Блэке) Dimmu Borgir, Old Man’s Child, Graveworm, Amon Amarth, Cradle of Filth, Siebenburgen, Sacrulege, Evol, Emperor, Satyricon, Immortal, Mactatus, Burzum, Hecate Enthroned, Swordmaster и т. д.

Теперь стоит поговорить о классификации. Блэковые лэйблы лепят названия стилей, как вареники. Разобраться в них непросто, а порой невозможно. Случай из жизни: смотришь на надпись Powerful Viking Melodic Death-Black Metal with keyboards или Atmospheric Ambient Doom Death Metal from Norway так становится страшно… за себя..., за музыкантов…, за лэйбл…, что же они хотели этим сказать?! Что за бред?! А что, норвежский Блэк сильно отличается от шведского?! Поскольку пользоваться такой дикой терминологией (ну типа агрессивный мелодик-дез-готик-поп-дум-рэйв-эмбиент-рэп-трип-хоп-панк-блэк-рок-н-ролл из Буркина-Фасо) несколько безответственно, составим словарь этих буржуйских ругательств и попробуем несколько более обобщенно, но точно определить направления Блэка.

Ambient - грубо говоря это специфическая форма музыки, основной задачей которой является создать некое настроение, эта музыка скорее "обволакивает", и часто не использует такие обязательные составляющие других музыкальных стилей как мелодия или ритм, примером классического эмбиента является Brian Eno (Ambient 1,2,3,4) по своей структуре музыка создающая довольно мрачное настроение. Часто выделяют black ambient - музыку сходную по идеологии с black metal (часто это сайд проекты различных black metal групп). На Дарк Эмбиенте специализируются многие лэйблы, но самый известный из них - Cold Meat Industry. Наиболее известными/оригинальными представителями являются Raison d'etre, Abruptum, Mortiis, Aghast, Ildfrost, Morthound, Lustmord, Pazuzu, Brighter Death Now.

Atmospheric - совершенно неконкретный термин, часто используется в значении ambient. Часто эти термины используются, как синонимы. На мой взгляд, термин ambient более подходит для описания готической музыки, а atmospheric - для описания блэка, поскольку ambient - это течение музыки, а atmospheric - это элемент.

Darkwave - изначально так называли мрачную электронную музыку с обилием сэмплов, довольно ритмичную. Например Phallus Dei, Deine Lakaien, Die Form, Mordor, Rosetta Stone (после 95 года), Sanctum, Ichor, Deutsch Nepal. Но сейчас дарквэйвом называют уже просто мрачные электронные и эмбиентные альбомы, которые не вписываются в dark ambient область, но все же достаточно готичны, так что к вышеперечисленным добавляются The Moon Lay Hidden Beneath a Cloud, Die Verbanten Kinder Eva's, Welten Brand, Mortiis, etc. Но мало того, сейчас достаточно распространенной тенденцией является называть darkwave-ом все подряд, без разбора. Поэтому, конкретно говорить о darkwave нельзя, как и об всех остальных квазитерминах такого рода, ведь все они придуманы на основе эмоций какого-то индивида.

Death - присутсвуют элементы Death. Более жесткие гитарные риффы. Получаются они такими за счет того, что играются на верхних струнах (Ре, Ля, Ми), то есть доминируют низкие звуки, переключатель Tone, как правило, находится в положении “0”, то есть высокие частоты обрубаются или глушатся. Многие исполнители Death-музыки снижают строй гитар на тон, чтобы получить все тот же низкий звук.

Doom - тут ситуация такая же противоречивая, как в отношении Darkwave. Сначала Думом называли музыку металлического звучания с Death элементами и «рычащим» вокалом. Такую, как ту, которую сейчас называют Gothic metal - Paradise Lost, Crematory, Tiamat. Сейчас же Думом пытаются называть любую музыку мрачного звучания - Ashes You Leave например.

Gothic - об этом термине говорить бессмысленно, ибо Готика представляет собой огромную музыкальную область, включающую в себя огромное количество понятий, характеризующих абсолютно непохожую, но готическую музыку.

Melodic - ну хоть здесь все соответсвует действительности. Из названия все понятно. Чтоб почувствовать разницу между водкой Смирноff и самой чистой водкой в мире или между melodic black metal и каким-нибудь агрессивным блэком, надо послушать Graveworm или Siebenburgen, а потом Immortal. (no comments - облом элементарные фишки врублять, кто не усечет - чур того на костер).

Powerful - что в действительности значит этот термин, знают только его создатели-изрыгатели. Анализирую музыку, охарактеризованную этим словом можно прийти к выводу, что так называют музыку с мощным драйвом, наполняющую человека дикими, первобытными эмоциями. Кстати, термин powerful присутсвует в описании музыки группы Manowar. Чрезвычайно редкий и еще более загадочный синоним этого слова - macho. Очень часто словцо Powerful используется в сочетании со словом Viking. По сути это все - пустые звуки, пытающиеся объяснить, что тематика текстов песен - Скандинавская мифология.

Romantic - бред какой-то... Поют про Конец Света, а называются "романтик". В Скандинавской мифологии есть такая концепция: мол Конец Света, а потом воскреснут дети Одина и создастся новый мир. Но на самом деле не в текстах дело, хотя там должно было быть. Здесь имеется ввиду, что есть элементы Gothic Ethereal, Darkwave (см. также Ambient) - ну там всякие плачевные клавишные минут по пять, хотя зачастую "романтисты" эпохи Умерщвления сваливаются в психоделию. Советую послушать Dismal Euphony - "Autumn leaves".

Vampire - вампирическое звучание является одним из самых интересных в Блэке. Описать его словами невозможно. Это удивительная комбинация экстрактов жесткости звука, драматичности, траурности, ужасов, каких ни свет, ни тьма ни видали. Все это подкрепляется мощным драйвом и дивными клавишными. Тексты часто наполненны рассказами про древних вампиров, реже про Дракулу. Советую всем послушать Cradle of Filth (Колыбель Порока/Мерзости), но начинать не с альбома From the Cradle to Enslave, где музыканты обработали Мэйденовскую «Да святится имя твое» (Hallowed be thy name), Слэеровскую “Hell awaits” и еще записали (для прикола) две очень улетные иль жуткие Atmospheric Acid Black вещи, а с чего-нибудь по традиционней для Cradle of Filth, например Cruelty and the Beast или Principle of Evil Made Flesh. И обязательно посмотрите клип From the Cradle to Enslave. Более жуткий клип придумать невозможно - не какой-нибудь отстой с тупыми пентухами и шестерками, а произведение ужасо-вампирического искусства. Есть две версии: одна для ясельной группы детсада - мало кровищи (вампиризм без кровяки - идиотизм), вторая - то, что надо, цистерны крови, монстры всякие, вурдалаки, нетопыри шастают косяками.

Viking - насколько мне известно, викинги блэк не играли, (на гитарах электричество экономили, а на акустике дисторшн не работает - эка досада). Как можно привязать к викингам понятие Блэк металла, и какой вклад, какие элементы они в него внесли?! - неясно, может быть топоры на картинках..?! Встречу викинга, обязательно спрошу. Считается, что viking - это из-за текстов: на основе скандинавских легенд. А пока читайте, что такое powerful (вверх смотри). В жертву того, кто!… придумал этот, эту, это....... понятие, что-ли?

Ну, а теперь, товарищи, после дебатов, мотивируемых принятием судьбоносного консенсуса перейдем к конкретике. Копаться нужно глубже и ширше, то есть ширее.
Попытка сделать классификацию Блэка привела к путанице, которую я попробовал расплести. Причина банальна. Всякое человеческое существо по своей сути тождественно иному человеческому существу, но восприятие фактов у каждого искажается иначе, в зависимости от факторов, действующих на протяжении всей жизни в разной степени. Количество этих факторов стремится к бесконечности. Поэтому, какой-то термин для кого-то - вся сущность предмета обсуждения, а для кого-то - пустой звук. Поэтому не пользуйтесь этими квазитерминами, если Вы не хотите оказаться в состоянии stack overflow после пустого, бессмысленного спора по поводу эмбиентности данного вэмпайр-вайкинг проэкта, а лучше описывайте тексты песен с точки зрения Смысла, Философии, Концепции, музыку - с точки зрения академического Музыкального образования, Сравнения, ну а если такого нет - лучше промолчать… пока не обплевали.

(с)

Добавлено:

Так чем же является блэк метал?

Black metal является, пожалуй, наиболее часто критикуемым и осуждаемым музыкальным жанром. И это, отчасти, понятно. Для человека, далекого, скажем, от идей сатанизма или древнего язычества черный метал представляется жуткой какафонией с ужасным ревом вместо вокала и совершенно безыдейными текстами. Но на самом деле, black metal является глубоким концептуальным искусством, избравшим для своего материального воплощения наиболее экстремальную форму музыки. Идеи, которые несет не только black metal, но и все "черное искусство" (gothic metal, doom metal, death metal и т.д.) имеют гораздо более глубокий смысл, нежели может показаться при поверхностномвзгляде. Ниже, я попробую доказать это.

С момента своего становления и по сей день black metal представляет собой своеобразную форму протеста. Как в свое время панк-рок выступал с антисоциальной музыкой, так же и более молодой black metal бросает вызов общественным массам. Разница лишь в том, что цели, поставленные панк-роком и блэк металом разные.

Панки - просто недовольная порядками в жизни молодежь, идущая наперекор родителям,школе и даже иногда государству. Вызывающие прически, грязная одежда, зачастую  непристойное поведение - все это является как бы "вызовом на поединок" со всем устоявшимся, традиционным.  Блэк метал же ставит перед собой более глобальные и менее реальные для достижения цели. Многие скандинавские black metal коллективы стремятся уничтожить христианство в своих странах и возродить свою "настоящую" дохристианскую языческую веру. Причем делают они это отнюдь не исключительно музыкой или словами, а конкретными действиями. Я постараюсь быть объективным и рассмотреть это явление не с точки зрения поклонника  black metal'a, а с точки зрения простого обывателя.

В своей массе - black metal является просто очень тяжелой и трудновоспринимаемой музыкой. Сам по себе он не несет вреда (если только вашему слуху и соседям за стеной). Иногда, правда, говорят, что black metal разрушает психику человека, делая его более агрессивным и раздражительным. В какой-то мере это является правдой, но я, все-таки, склонен считать, что все зависит от самого человека. Если black metal слушает взрослый человек с уже сформировавшимися психикой и мировоззрением, то вряд ли он будет воспринимать содержание лирики и саму музыку слишком серьезно. А вот если black metal слушает подросток лет 13-17, тогда есть шанс того, что прослушивание подобной музыки как-то скажется (не сразу, так потом). Вот тогда-то black metal и начинает представлять социальную угрозу, ибо подростковая психика очень "гибкая" и легче поддается воздействию и внушению извне.  Здесь и проходит тонкая черта между безобидным (как правило) прослушиванием и переходом к конкретным действиям разного характера. Например, ужасная, с точки зрения христианина, обложка альбома.  Легион (вокалист группы Marduk) отвечает в интервью журналу Legion: Широко известен инцидент объявления бойкота группе MARDUK всеми крупными (мажорными)  сетями распространителей в Германии из-за замечательной обложки CD Fuck Me Jesus. И  не только в Германии... Как это сказалось на делах группы и лэйбла? Этот байкот и проблемы с цензурой раздражают и сказываются на дистрибьюции наших альбомов. Их стало не купить в музыкальных магазинах, но фэны преспокойно могут заказать их по почте!  Так что пусть клерикалы бесятся   с них станется...

Но не всегда дело ограничивается только кощунственными текстами песен и обложками. Нередко имеют место и более радикальные вещи. Инсан (вокалист группы Emperor) отвечает в интервью журналу Legion: Какова была цель поджогов церквей? Это были акты символического значения. Это были знаки того, что не все здесь, в Норвегии, соглашаются с тем, что творит христианская церковь. Сегодняшняя массовая религия сверхрадикальна, чем противоречит даже тому, что пропагандировала еще вчера. Как соотнести провозглашавшиеся веками теории христианства с тем, что сейчас церковь проводит дискуссию о легализации гомосексуальных браков? Люди, собственно, слишком мало задумываются над тем, что происходит...

Нередко black metal ассоциируется не только с богохульными актами, но и с жестоким убийствами. Комментируя это, я могу только согласиться с вышеупомянутом вокалистом группы Emperor Инсаном, когда тот говорил, что такой нездоровый интерес к black metal'у разжигается и подогревается средствами массовой информацией и прессой. Нарочно акцентируя внимание общества на не редких убийствах гомосексуалистов, междуусобных разборках в среде  музыкантов и прочем криминале, так или иначе связанном с блэк сценой, журналисты очень часто обвиняют в этом само понятие black metal. Не совсем понятно подобное отношение, ведь разборки и преступления (убийства, изнасилования, торговля наркотиками) нередко встречается и в поп-музыке (в России тоже), однако никому не приходит в голову обвинять в этом всю "попсу". Конечно, в black metal'е существует открытая пропаганда насилия и культивация смерти и ненависти   Ведь нельзя же обвинить Арнольда Шврценейгера в том, что мальчишки лет 13 устраивают драки в школах или на улицах, желая быть такими же "крутыми, как  терминатор". Black metal  это всего лишь музыка, которая приоткрывает нам завесу перед входом в мрачный и кошмарный мир Тьмы и злой силы, где опасности подстерегают даже чаще, чем на каждом шагу, где страхи и пороки обрели видимую форму и тянут когтистые руки к каждому неосторожному путнику, стремясь вырвать из его души остатки любви, сострадания и прочие светлые чувства. Лишь от человека зависит, встанет ли он в ряды зла или, насладившись зрелищем, покинет этот мир простым зрителем, чтобы потом, быть может, вернуться и вновь ощутить и пережить все это. Нельзя осуждать музыку, кино или литературу ибо не она в чем-то виновата, а сам человек виновен в своих поступках (я подразумеваю сейчас человека взрослого в здравом уме) и не надо обвинять в своих грехах кого-то или что-то, а нужно оглянуться на себя.

Очень многие люди считают, black metal - музыка однообразная и неприятная для слуха. Здесь я скажу лишь то, что black metal является музыкой трудновоспринемаемой и далеко не всем она придется по вкусу. Но вспомните скольких деятелей искусства называли бездарностями и халтурщиками и не принимали их творчества, а потом, с течением времени, едва ли не возвели в ранг святых. Что касается однообразности, то это звучит абсурдно. Так может заявить либо человек без слуха, либо человек, не внимательно слушавший блэк метал. Если вы скажете, что Immortal и Dark Funeral неотличимы друг от друга, то тогда я начну слушать рэп. Если Emperor и Satyricon одно и тоже, тогда рыбы летают. Есть много музыкальных стилей и мириады групп, но это не означает, что все они на "одно лицо". Каждая команда имеет индивидуальность, даже если  ее трудно усмотреть с первого взгляда. Сравните творчество, скажем Thyrfing и Enslaved.  Это СОВЕРШЕННО разные группы, хотя играют в одном музыкальном стиле (viking metal) и поют про одно и тоже.

В black metal'е существует много различных подвидов: sympho black, gothic black, atmospheric black, vampiric black, black death и так далее в том же духе. Незнающему человеку может показаться, что все это "однообразная долбежка", но, сказав это, он лишь подпишется под своим невежеством.

Black metal'у также присуще некая театральность, которая призвана усилить впечатление от музыки и слов. Всем известны спектакли, разыгрываемые одним из "отцов" черного искусства King Diamond'ом на своих концертах. Кроме того, всяческие отрубленные головы свиней и горящие кресты на выступлениях Dark Funeral значительно усиливают эффект восприятия музыки. Или, к примеру, рыцарские поединки и инквизиторы сведьмами на концертах московской группы Satarial тоже добавляют значительной остроты.  Внешний вид музыкантов чаще всего также соответствует их музыке. По мертвецки белый макияж с черными полосами на лицах музыкантов, черная кожаная одежда, залитая кровью заставляют думать, что перед тобой не люди, а демоны из огненной геены. Даже ставшие уже смешными вампирские клыки смотрятся по-особому на выступлениях некоторых блэк-групп. Все призвано усилить ощущение Мрака и Тьмы.

Есть еще одно немаловажное отличие black metal'а от других музыкальных стилей. Хотя черная музыка и приносит реальный доход, но она не является коммерческой музыкой, как например, попса или, с недавнего времени, рэп. Вот что говорят сами музыканты об этом:

Аббат из Immortal в интервью журналу Legion:

Тебе хотелось бы (теоретически) подписать контракт с мажорной фирмой, типа Sonyи EMI?

Не хотелось и не захочется. Я ощущаю стабильность и уверенность в сотрудничестве с Osmose, я знаю, что им можно доверять. Для них IMMORTAL является приоритетным исполнителем. А на большой фирме мы бы стали одними из многих + Легион из Marduk в интервью журналу Legion: MARDUK не боится коммерческого успеха, какой стал участью, например, MORBID ANGEL? Я не вижу ничего плохого в том, чтобы стать такими же великими как они. Мы не играем  за деньги, но не имеем ничего против, чтобы их зарабатывать...

Музыка, делающаяся уже не столько для того, чтобы заработать кучу денег (хотя без этогоникуда), сколько из желания просто сочинять музыку. В black metal'е считается дурным тоном заключать контракты с крупными лэйблами. Вот что говорит Силеноз (гитарист группы Dimmu Borgir) по этому поводу в интервью журналу "M":

...Не очень приятно узнавать, что люди с самого начала поддерживали нас, вплоть до момента, когда мы подписали контракт с большой фирмой. После чего многие вдруг стали говорить, что ненавидят нашу музыку, мол, перестали нас уважать. Лично я не вижу никаких  причин, для того, что бы они так вот поступали. Что-то тут не в порядке. Ведь если бы мы  даже не были в большой фирме, мы бы играли точно так же!

Сейчас уже нельзя называть себя культурным человеком, если ты не знаком с так называемым "черным искусством". С детства мы заслушивались рассказами старших о приведениях, оборотнях и вампирах. Наверное, отсюда, из детских страхов и историй о зле и добре вырос black metal, став очень своеобразным, сложным, тонким кусочком того самого, что мы называем Культурой. Именно так, Культурой. С большой буквы. Не стоит спешить и  выносить необдуманые суждения. Лучше попробовать войти в мир холода и Тьмы, вечной ночи и огня, где нет надежды и радости, а только одна всепожирающая печаль и ненависть...  Попробовать взглянуть на мир сквозь черное стекло и попробовать осмыслить все по-другому, по-новому, по-запретному... О, как пьяняще сладок тот самый запретный плод!

(с)

Отредактировано Algo Terrible (2005-02-01 19:58:18)